Рынок авиаперевозок может пойти в рост в этом году, но из кризиса не выберется. Это грозит новыми банкротствами авиакомпаний. Такое мнение высказал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

– Платежеспособность населения снижается, российский рынок авиаперевозок сужается. За 2016-й он упал еще на 4,1%. По сути, лишь «Аэрофлот» растет. Если в этом году цена барреля нефти будет $50 – 60, возможно, случится небольшой рост. Но все равно не тот, что раньше, когда за год перевозили до 120 миллионов пассажиров. Авиакомпании не смогут использовать мощности в полном объеме. Значит, нельзя исключать новые банкротства, – пояснил глава крупнейшей российской авиакомпании в интервью агентству ТАСС.

Что касается национального перевозчика, то борьба с кризисом по кошелькам пассажиров не ударит. Компания оставляет «плоские тарифы» – билеты по фиксированной цене по нескольким популярным направлениям. Например, постоянная цена билета до Симферополя из Москвы – 5600. Или 9350 рублей – туда-обратно.

─ Поддержка президента получена еще на два года. Речь о пяти городах Дальнего Востока, Калининграде и Симферополе. Плоские тарифы уже действуют, мы продаем билеты, – рассказал Савельев. – В конце 2017-го решим, повышать цену на процент инфляции или оставить прежней. Считаем, что можем позволить себе «заморозку» за счет успешной деятельности по другим направлениям.

Рассказал гендиректор «Аэрофлота» и о наболевшей теме – авиадебоширах. С октября по декабрь у авикомпании произошло 76 случаев хулиганства на борту.

– Нужен закон об ужесточении мер борьбы с воздушными хулиганами. Почему мы предлагаем штраф в полмиллиона рублей для тех, из-за кого пришлось совершать экстренную посадку? Это минимум наших дополнительных расходов. От 500 тысяч до 1,5 миллионов обходится дозаправка, потеря стыковок и компенсация пассажирам. Кроме того, самолет из оборота выпадает ─ это еще не менее полумиллиона рублей. У нас один красавец порвал на стюардессе одежду ─ об этом телесюжет в новостях даже делали ─ и получил штраф: тысяча рублей.

Возможно, появится и «черный список» для пассажиров, которые нарушают правила поведения в салоне самолета.

– Черный список, считаю, тоже нужен. В Европе и Северной Америке списки нарушителей общие. Если надебоширил в одной компании, больше никем не летаешь. Но мы можем хотя бы по отдельным компаниям сделать списки. Попал туда ─ и пять лет не имеешь права подниматься на борт самолетов «Аэрофлота». Идешь из Владивостока в Москву пешком или на поезде катаешься, – категорично предлагает Савельев. – Если дебошир не согласен, пусть обращается в суд. У нас с экипажами пришлось психологам работать. Стюардессы реально боятся, что не справятся в критической ситуации. Ну как девушке унять буйного гражданина? Это же в основном здоровые мужчины. Решение надо принимать немедленно, накроет с головой, если сейчас опять затянем.

Кроме того, хотя крупнейшей российской авиакомпании нет в списках на приватизацию, ее глава считает, что сейчас самое время продать определенный пакет акций перевозчика.

– Что касается “Аэрофлота”, я за приватизацию. Компания стоит сейчас дорого, больше $3 млрд. Наши акции выросли буквально на глазах, за год – в три раза, хотя был момент, их цена падала до 20 рублей за штуку. Это 2014 год, когда санкции ввели. Сейчас акция стоит почти 180 рублей, прогноз – 210.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

С точки зрения законности, это спорная инициатива

Олег Сухов, адвокат:

 С точки зрения законности, инициатива, вводящая «черные списки» авиапассажиров и предусматривающая запрет летать на определенный срок, достаточно спорная. Во-первых, запрещать летать на самолетах, учитывая, что в некоторые места добраться иначе практически невозможно, тесно граничит с нарушением конституционного права на свободу передвижения. Во-вторых, если следовать логике законопроекта, то можно запрещать на определенный срок посещение и кинотеатров, ресторанов или парков лицам, которые нарушали общественный порядок в указанных местах.

Однако проблема с дебоширами в самолетах существует и ее надо как-то решать. Тут необходимо учитывать, что все эти нарушения, допускаемые во время полета, практически всегда совершаются пьяными людьми. Поэтому целесообразнее было бы создать условия, при которых пронос алкоголя в салон самолета был бы невозможен, как и проход пьяных пассажиров. Также снизить количество подобных правонарушений может помочь внесение поправок в КоАП и Уголовный кодекс, предусматривающих ужесточенную ответственность за подобные действия. Сейчас нарушители несут ответственность в соответствии с квалификацией содеянного, то есть если их действия подпадают под статьи КоАП или УК РФ.

В США есть список лиц, которым запрещено летать на пассажирских самолетах из-за предполагаемых связей с терроризмом, однако это все-таки более объяснимо, чем списки за нарушения на борту.