Нарушение срока, не является основанием для неоплаты контракта

Обстоятельства дела.

Между ООО «Э..» (подрядчик) и федеральным агентством по управлению имуществом (заказчик) был заключен государственный контракт, согласно контракту ООО «Э..» должно было выполнить утилизацию недвижимого имущества — База отдыха «З…». Подрядчик взял обязательство выполнить все указанные работы в строго определенный срок. Согласно контракту, сдача – приемка работ производилась на основании актов о приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки КС-3. Подрядчик, выполнив работу, направил в адрес заказчика письмо с требованием оплатить выполненные работы и подписать акт сдачи-приемки. Заказчик отказался оплачивать выполненные работы, мотивируя тем, что подрядчик нарушил срок выполнения обязательств по контракту.

Позиция адвоката.

Настоящий спор возник из правоотношений, сложившихся в рамках исполнения государственного контракта, правовое регулирование которого определено главами 30, 37 ГК РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На основании ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

По условиям контракта, подрядчик обязуется закончить работу в срок, установленный сторонами (пункт 2.1.3), сдача – приемка работ по настоящему контракту производится на основании актов о приемки выполненных работ формы КС -2 и справки формы КС-3 (пункт 3.1), цена работ определена в размере 7 769 064 руб. (пункт 4.1)

Согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Пунктом 4 ст. 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

По смыслу названной правовой нормы документом, удостоверяющим выполнение подрядчиком работ и их приемку заказчиком, является акт приемки работ.

Таким образом, основанием для возникновения у заказчика обязанности по оплате выполненных подрядчиком работ является факт их сдачи подрядчиком и приемки заказчиком, оформленный актом о приемке выполненных работ. Акт выполненных работ формы КС-2 N 1 от 27.12.2011 на сумму 7 769 064 руб. заказчиком подписан не был.

В обоснование отказа от его подписания заказчик сослался на несвоевременное исполнение подрядчиком обязательств по утилизации объектов недвижимого имущества — базы отдыха», в связи с чем денежные средства, предназначенные для оплаты государственного контракта, были возвращены в федеральный бюджет Российской Федерации.

В связи с тем, что сам факт выполнения работ подрядчиком, заказчиком не отрицается, то из этого вытекает вывод, что выполнение подрядчиком работ, с нарушением оговоренного срока, не может являться основанием для отказа заказчика от оплаты выполненных работ.

Результат по делу.

Решением Арбитражного суда исковые требования подрядчика были удовлетворены в полном объёме.

Представитель по делу: Адвокат Адвокатской палаты города Москвы Сухов Олег,
Источник: Юридический центр Адвоката Олега Сухова.
При размещении активная ссылка на источник и указание автора обязательны!!!
Записаться на прием к адвокату можно по телефонам: +7 495 545 93 64; или по e-mail: uristmoscow@bk.ru
Поиск