В весеннюю сессию Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Законопроект направлен на повышение безопасности объектов капстроительства и предусматривает, в частности, имущественную ответственность собственников зданий и сооружений, а также меры по улучшению качества проектной документации, от которого также зависит безопасность зданий.

Имущественная ответственность, согласно документу, ложится на застройщика или заказчика строительства, пока здание строится. А за построенное здание отвечает его собственник или арендатор. Первые отвечают за вред, причиненный в результате разрушения или повреждения здания или сооружения при его строительстве, вторые — за вред, причиненный в результате нарушения требований безопасности при эксплуатации зданий или сооружений. Ответственность наступает, если обязанность возместить причиненный вред предусматривается соответствующим договором. Сумма возмещения — от миллиона до трех миллионов рублей каждому потерпевшему, в зависимости от тяжести причиненного вреда. После того как вред возмещен и виновник выявлен, застройщики, заказчики, владельцы и арендаторы могут обратиться к нему с регрессным требованием и вернуть свои деньги. Положения законопроекта не распространяются на жильцов многоквартирных домов. Так что собственники и арендаторы квартир, судя по всему, будут возмещать причиненный вред в соответствии с Гражданским кодексом.

Кроме того, вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной экспертизе. При этом за госэкспертизой законодатель оставляет проектную документацию только на определенные виды объектов — особо опасные, исторические памятники и т.п. Эксперты считают, что скорректировать действующие правовые нормы авторов инициативы заставили участившиеся случаи обрушения зданий, сооружений и другие аварийные ситуации, повлекшие человеческие жертвы. Председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум назвал несколько таких трагических эпизодов — обрушение «Трансвааль-парка», «Басманного рынка», пожар в клубе «Хромая лошадь» и другие.

Законопроект направлен также на то, чтобы собственник вел себя более ответственно и правильно эксплуатировал здания. Эксперты считают, что после вступления закона в силу при приобретении зданий будущий собственник будет проводить экспертизу, которая позволит выявить те или иные дефекты. При приемке зданий в долгосрочную аренду арендатор также будет проводить обследование здания. Будут заключаться договоры с более компетентными и профессиональными эксплуатирующими организациями. Более качественно будет осуществляться строительный надзор. Начиная с этапа проектирования, собственник будет заботиться о том, чтобы здание было более безопасным.

И хотя на первый взгляд закон не затрагивает компании, далекие от строительства и эксплуатации зданий, на их интересах нововведения тоже отразятся. По мнению адвоката Олега Сухова, ведущего юриста «Первого Столичного Юридического Центра», реализация законопроекта приведет к росту коррупции, а соответственно, к повышению стоимости недвижимости. «Кроме того, возрастет размер арендных платежей», — считает он. А вот Дмитрий Сороколетов, управляющий директор NAI Becar в Москве, считает, что нововведения могут повлиять на арендные ставки и цены продаж только косвенно, путем увеличения расходов на эксплуатацию. «Если говорить об офисах класса В или С, эксплуатационные расходы, как правило, включаются в арендную ставку; что касается объектов класса В+ и А, арендная ставка там рассчитывается по системе triple-net, по которой эксплуатационные расходы оплачиваются отдельно и дают наценку в среднем $100-110 на кв. м в год. Новый законопроект повлечет за собой, в лучшем случае, незначительное (1,5-2%) увеличение расходов на сервисные договоры, которые составляют 10-15% от бюджета на эксплуатацию, — отмечает он. — Собственники всегда стремятся сэкономить, поэтому даже если расходы поднимутся более ощутимо, это приведет к оптимизации бюджета и экономии на других его составляющих».

Нововведения, по мнению эксперта, повлекут за собой обязательства и определенную периодичность в экспертной оценке состояния инженерных систем здания, предоставление заключений в какие-то инспектирующие органы, что в конечном счете повлечет увеличение расходов собственника. А то и вовсе сделает эксплуатацию зданий невыгодным бизнесом.

«Если система будет работать правильно, это приведет к тому, что эксплуатация старых ветхих зданий станет просто невыгодна собственнику, — считает Дмитрий Сороколетов. — Затраты на эксплуатацию и капитальный ремонт здания могут значительно превысить заложенную в бюджете стоимость».

Примерная структура бюджета эксплуатации здания, %