Уже сегодня тот, кто хочет зарегистрироваться по месту жительства (прописаться), может это сделать с помощью сети Интернет. О том, как получить временную или постоянную прописку благодаря всемирной паутине, рассказывает Олег Сухов, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра».

Постоянная прописка

Граждане Российской Федерации, изменившие место проживания, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства вправе обратиться с заявлением о прописке в форме электронного документа через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (сайт госуслуг).

Для того чтобы совершать операции на сайте госуслуг, необходимо получить пароль и логин, которые Минкомсвязи высылает в ответ только тому, кто указал свои паспортные данные, номер ИНН и страхового полюса. Лишь после проверки этих данных человек сможет заполнить заявление и получить услуги в электронном виде. При этом, отправив заявление о регистрации по месту жительства через Интернет, гражданин РФ все же обязан лично явиться в ФМС (паспортный стол) и предоставить:

— документ, удостоверяющий личность;
— письменное согласие всех зарегистрированных в квартире (доме) совершеннолетних граждан на прописку нового проживающего;
— документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права, решение суда о признании права пользования жилым помещением.). Для регистрации достаточно предоставления одного из вышеперечисленных документов.

Временная прописка

Чтобы получить временную прописку по месту пребывания гражданин России вправе подать заявление через Интернет. По его желанию свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте. Однако если человек захочет лично получить такое свидетельство на руки, он может это сделать хоть на следующий день. Собственнику (нанимателю) жилого помещения в 3-дневный срок направляется уведомление о регистрации нового гражданина. Собственник (наниматель) при получении уведомления, если он не давал согласия на временное проживание, может подать заявление об аннулировании регистрации.

Данный порядок временной регистрации существенно отличается от прежнего, когда для прописки необходимо было получить согласие собственника или пользователя помещения. Кроме того, ранее требовалось личное присутствие собственника при регистрации. В данный момент, ни личного присутствия, ни согласия правообладателя жилого помещения не требуется. По мнению адвоката Олега Сухова, ведущего юриста «Первого Столичного Юридического Центра», новая процедура существенно нарушает права собственников жилья, так как способствует огромному количеству злоупотреблений в данных отношениях. Например, чиновники паспортных столов по какой-либо причине могут не уведомить собственника о том, что в его квартире кто-то  временно зарегистрировался.

«Во всем остальном правила регистрации (прописки) особо не изменились, изменился лишь порядок подачи документов в ФМС (паспортный стол), — отмечает адвокат Олег Сухов. — Теперь гражданин вправе обратиться с заявлением на прописку, как путем личного присутствия, так и через Интернет, при этом перечень необходимых документов остался прежним. Процедура упрощена лишь наполовину. Единственное преимущество для тех, кто подал заявку через Интернет, — это то, что не придется стоять в общих очередях. Минусом же является то, что письмо с логином и паролем от портала Госуслуг идет из Минкомсвязи к гражданину не меньше месяца. Да и само заявление на оформление грамотно заполняет лишь каждый второй желающий. В итоге, сегодня оформление прописки через единый портал Госуслуг занимает гораздо больше времени, чем традиционное выстаивание в очередях».

Олег Сухов, Первый Столичный Юридический Центр