Велика Россия, а машину поставить негде — такие скорбные думы одолевают миллионы российских водителей, которые каждый вечер ищут место для парковки собственного автомобиля у своего многоквартирного дома. Но их печали можно утолить. Собственникам жилья вполне по силам организовать у дома пространство для паркинга.

Типовая планировка дворов причиняет много неудобств жильцам современных мегаполисов. Раньше проектировщики панельных микрорайонов снабжали новостройку разве что узкой дорогой вдоль подъездов и «карманом» на несколько машин. При этом в микрорайонах советской застройки практически всегда можно найти пустующие территории, на которых могли бы разместиться автомобили. Парковочный вопрос портит граждан не меньше квартирного — доходит и до войн за места. Но вместо того чтобы ругать неудобную застройку и соседей, можно самостоятельно в законном порядке решить эту проблему.

Несговорчивые «безлошадные»

Ключевой момент: собственникам жилья в многоквартирном доме принадлежит не только их квартира, но и общее имущество дома, а в него входит и придомовая территория. Соответственно, они сами могут решать, как распорядиться этой полезной площадью.

Если в доме создано товарищество собственников жилья, то жильцам будет несколько проще организовать эргономичное пространство в своем дворе. Как правило, в реально действующих ТСЖ уже решен вопрос с правом собственности на земельный участок под домом и рядом с ним. Если же нет, то в первую очередь надо выяснить наличие правоустанавливающих документов на землю. Земельный участок, на котором находится дом, должен быть выделен в придомовую территорию и поставлен на кадастровый учет. У большинства многоквартирных домов таких документов пока нет, и их жильцы не могут использовать по своему усмотрению землю во дворе. Если отгородить шлагбаумом участок, который дому не принадлежит, благоустройство превратится в самозахват. Так что сначала придется составить межевой план и оформить право собственности на придомовую территорию в администрации муниципального образования.

Решение о том, как использовать участок у дома, принимается на собрании владельцев. Для организации парковки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем автомобилистов, это может стать серьезной проблемой — «безлошадные» жильцы с большей радостью имели бы у дома сквер, а не стоянку. Потому при распределении пространства у дома инициативной группе по созданию парковки стоит найти вариант, который устроил бы всех соседей. Например, убедить их, что аккуратная парковка с продуманной системой въезда-выезда позволит не только убрать машины с тротуаров и детских площадок, но также сделать двор более комфортным и безопасным. Собрание может быть и заочным, в этом случае членам инициативной группы придется обходить всех соседей. И пренебрегать их согласием не стоит.

«Часто на практике бывает, что ТСЖ организует платную автостоянку, не получив большинства голосов своих членов, — рассказал «РГ» глава юридического центра адвокат Олег Сухов. — Так, в одном деле суд признал решение общего собрания собственников об организации платной автостоянки незаконным из-за отсутствия кворума. Вместо нужных 66,6% кворум составил 56,1%».

Придется побегать

Следующий важный шаг собственников жилья — изучить регламенты. Место для автостоянки должно соответствовать строительным и санитарным нормам и правилам. Так, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, стоянка, рассчитанная на 10-50 машин, должна быть расположена не ближе чем в 15 метрах от жилого здания, а стоянка на 20-100 машин — в 20 метрах. Если это большая автостоянка емкостью от 101 до 300 машин, то здесь уже должен быть предусмотрен технический регламент по соблюдению пожарной безопасности, да и покрытие должно позволять въезд тяжелой техники, если вдруг произойдет возгорание. В случаях, когда дом выше 28 метров (это, как правило, стандартная девятиэтажка), то въездов на автостоянку должно быть как минимум два и она должна располагаться не ближе 50 метров от жилого дома.

Теперь пришло время ходить по инстанциям. После того как протокол общего собрания будет составлен, а участок выделен в общую долевую собственность, глава инициативной группы может обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку.

«В идеале заявление должно быть рассмотрено в течение 3 дней, но на практике эта процедура может затянуться, — продолжает Сухов. — Причиной может стать составление протокола собрания с нарушениями, нахождение на территории земельного участка каких-либо элементов благоустройства, к примеру, скамейки или клумбы».

Организацию автостоянки необходимо согласовать в ГИБДД и в местном органе власти, который ведает вопросами градостроительства и архитектуры. Согласование в данных инстанциях необязательно, и им многие пренебрегают, но если к стоянке возникнут претензии, наличие разрешений этих организаций может существенно облегчить решение вопроса.

После оформления всех документов необходимо собрать с заинтересованных жильцов деньги, нанять проектную организацию, а потом — строителей. Так как сам проект должен быть выполнен грамотно, им должны заниматься сотрудники компании, состоящей в саморегулируемой организации. Стоит проследить, чтобы в проекте обязательно содержались:

— схема площадки,

— план движения транспорта, расположение помещения охраны (если хотите ее предусмотреть),

— точное расположение кнопки экстренного вызова на случай пожара,

— места установки механических ограничителей движения,

— тип дорожного покрытия,

— места въезда пожарных машин,

— дорожная разметка.

Стоимость проектирования и строительства зависит от многих факторов. Основные — это размер стоянки, район расположения, престижность фирм, привлекаемых для создания проекта, и самого строительства. Стоимость составления проектной документации будет варьироваться от 50 до 200 рублей за кв. метр в зависимости от типа покрытия — асфальт, плитка, гравий или экосетка.

Справка «РГ»

При обращении в государственные органы по вопросу организации стоянки на руках жильцов должны быть:

— протокол со всеми подписями жильцов, согласных на создание автостоянки,

— справка о составе и размерах площадей многоквартирного дома, выданная местным управлением инвентаризации и оценки недвижимости или службой, его заменяющей и полномочной выдавать такие сведения.

В протоколе заочного собрания должны содержаться сведения о повестке дня, о способе проведения собрания, о решении обратиться в муниципалитет для формирования земельного участка, об ответственном лице, на которого возложены полномочия по сбору документации, с указанием его паспортных данных, и данные о числе проголосовавших по каждому вопросу. На практике отсутствие каких-либо из перечисленных данных может послужить основанием для возврата документов, а значит, время на организацию автостоянки может существенно увеличиться.

Кстати

Так или иначе, организация автостоянки во дворе дома или на соседнем пустыре — это довольно длительный процесс, который может тянуться месяцами. Зато у этой бумажной волокиты есть один несомненный плюс — формирование у жильцов психологии ответственного собственника. Острая нужда в стоянке может стать поводом наконец оформить право собственности на землю под домом. Тогда уже точно никто не возведет во дворе магазин, новостройку или несанкционированную парковку. Да и ставить машину на выделенное место куда приятнее, чем в грязь или на тротуар.

«Российская газета» — Неделя №6150 (174)