Как показывает анализ судебной практики, примерно в 40% случаев инструментом обмана потребителей являются интернет-порталы бесплатных объявлений.
Злоумышленники размещают объявления о продаже товаров (которых на самом деле не существует) по привлекательной цене, а затем убеждают потенциальных покупателей произвести предоплату на банковские карты (которые, разумеется, заранее оформляются на подставных лиц).
Жертвами такого примитивного мошенничества становятся не только покупатели мелких бытовых товаров, но и дорогостоящих транспортных средств – скутеров, снегоходов, автомобилей и даже тракторов.
Стремительно распространяется и более технологичный способ мошенничества, основанный на создании сайтов-двойников по продаже продукции известных брендов. Владельцы подобных ресурсов принимают заказы, например, на автомобили, просят внести предоплату по безналичному расчету, а затем перестают выходить на связь.
Около трети резонансных судебных споров приходится на конфликты, которые возникают по вине недобросовестных строительных компаний.
Недавно сразу в нескольких регионах фигурантами скандалов стали фирмы, предлагающие услуги по строительству деревянных домов. Собрав с граждан от 200 тыс. до 1,5 млн рублей в виде предоплаты по договорам подряда, псевдо-подрядчики заморозили все работы, отказавшись вернуть собранные средства клиентам.
Конкуренцию строителям составляют фирмы, занятые установкой окон, дверей, мебели. Потребители все чаще рискуют нарваться на мошенников, которые проводят необходимые замеры в квартире, берут с клиентов 50-процентную предоплату, а затем исчезают в неизвестном направлении.
Многочисленными жуликами стремительно обрастает и рынок микрокредитования.
Компании через соцсети и рекламные объявления обещают гражданам любые суммы под мизерные проценты и на длительный срок, но при условии внесения страхового депозита в 5-10 тыс. рублей. Доверчивые заемщики вносят средства на указанные счета и номера телефонов, однако вожделенных займов так и не дожидаются. На долю таких афер приходится примерно 30% судебных дел.
Из десяти дел о мошенничестве с предоплатой раскрываются не менее пяти. Но зачастую найти мошенников почти невозможно, а суды по таким делам затягиваются на длительные сроки. Как правило, аферисты действуют локальными группами — арендуют на несколько недель офисы в крупных городах, нанимают несколько временных сотрудников, расставляют рекламные «приманки» в прессе и на телевидении, используют подставные e-mail и телефоны.
Я рекомендую внимательно изучать договоры, предложенные поставщиками услуг, однозначно отказываясь от подписания контрактов без реквизитов, подписей и печатей.
Не следует вносить предоплату за товар до его непосредственного получения (почтовым отправлением, или через курьера). По закону «О защите прав потребителей» покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. Для возврата покупателю денег установлен десятидневный срок со дня предъявления претензии (за вычетом расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара).
Источник: Клерк