О том, как зачастую зарабатывает руководство товарищества собственников жилья на обмане избравших его граждан, рассказывает адвокат Олег Сухов.

1. Завышение тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги. Требования оплатить капитальный ремонт, который никто и не думает проводить.

Мало кто из жильцов проверяет суммы, выставленные в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те собственники, которые обращают внимание на непонятные цифры, в большинстве своем всё равно неспособны разобраться, что это и правильно ли посчитано. Такой невнимательностью и безграмотностью и пользуется управляющий состав ТСЖ. Характерный пример. В юридический центр обратилась жительница одного из многоквартирных домов, от которой ТСЖ потребовало погасить задолженность за последний год по коммунальным услугам в 9000 рублей. При проверке документов, расчетов и сопоставлении действующих тарифов выяснилось, что собственница не только не должна ТСЖ никаких денег, но более того, сама переплатила 11 000 рублей из-за приписок.

ТСЖ обманывает собственников разными способами, например применяя завышенные коэффициенты к тарифам, или «забывая» применить понижающие коэффициенты, или не направляя все поступающие от собственников средства на счета компаний, предоставляющих услуги водо-, электро-, газо-, теплоснабжения и т. п. Оплатил, к примеру, собственник 4400 рублей, а из полученных средств ТСЖ направило по назначению лишь 4300 рублей. Кажется, 100 рублей – такая малость. Но если в доме 1000 квартир, то за месяц ТСЖ получит 100 000 рублей прибыли.

— Отдельный способ обмана жильцов связан с начислением платы за капитальный ремонт, – говорит Олег Сухов. – Деньги принимаются, но никаких работ по капитальному, даже частичному капитальному ремонту или поддержанию дома в нормальном состоянии не проводится. К примеру, самые низкие отчисления в месяц за осуществление капитального ремонта на одного человека – 20 рублей. В среднем в квартире проживает 3 человека, в доме 1000 квартир, соответственно, 3000 проживающих, которые за месяц заплатят 60 000 рублей на капитальный ремонт, который не проводился и проводиться не будет. А на капремонт ТСЖ станет собирать не по 20, а по 200 рублей? Оно получит в месяц 600 000 рублей, а в год 7 миллионов 200 тысяч рублей.

2. «Игры» с услугами

Обычно очень сложно добиться от председателя или членов правления ТСЖ отчетной документации, содержащей сведения о том, куда и в каком размере направлены полученные от собственников денежные средства. И не зря! Например, платит жилец за охрану 200 рублей в месяц, в доме 500 жильцов, получается 100 000 рублей с дома. А охранное предприятие получает с ТСЖ всего 50 000 рублей в месяц. Где же оставшиеся 50 000?

Другой пример. Самый экономичный тариф на освещение лифта составляет 20 рублей в месяц с человека, умножим эту скромную цифру на 500 жильцов, и получится 10 000 рублей в месяц. При этом никаких работ по обслуживанию освещения лифта не производилось – там уже несколько лет горит все та же лампочка. Подобные услуги носят разовый характер, и ТСЖ прибегает к ним один раз в несколько лет – но деньги собирает каждый месяц.

3. Незаконная сдача в аренду офисов и машиномест

Пустующие, ни на кого не оформленные помещения, по закону принадлежащие всем собственникам многоквартирного дома, могут сдаваться под офисы, коммерческую и иную деятельность. Часто сдаются внаем машиноместа и даже квартиры. Подобная аренда чаще всего осуществляется втихую, когда собственники квартир о ней не знают. Или знают, но не подозревают, что таким образом нарушаются их права.

Иногда помещения сдаются открыто, но с уменьшением официальной стоимости. Разницу между официальной и неофициальной ценой найма руководство ТСЖ присваивает себе.

4. Реклама на фасаде дома

Любая вывеска, даже самая небольшая, указывающая, что в доме расположен магазин или банк, или офис коммерческой структуры, должна быть согласована с жильцами – собственниками квартир. Такое же согласие следует получать при размещении на домах рекламных вывесок и растяжек. А что самое главное – именно жильцы должны определять стоимость размещения на их здании подобной рекламы. Кто задумывался над тем, сколько может стоить рекламная вывеска на фасаде дома на Тверской улице в Москве? 1 000 000 рублей в месяц. А сколько собственников получает свою часть оплаты за ее размещение? Квартир в доме менее 200, соответственно, в среднем каждая квартира имеет право на выплату от рекламы более 5 000 рублей в месяц.