Реформа услуг в сфере ЖКХ, касающаяся вывоза твердых коммунальных отходов, вызывает много вопросов у наших сограждан. Новая статья адвоката Олега Сухова расскажет читателями о некоторых нюансах этих нововведений.

Смысл реформы

На бытовом уровне всю реформу можно объяснить в «двух словах». В каждом субъекте РФ «появятся»[efn_note]1. Фактически они уже есть и всегда были. Просто теперь эти организации получат «гордое» название регионального оператора.[/efn_note] свои региональные операторы (РО). Они станут отвечать за вывоз, утилизацию и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО). Эта услуга будет оплачиваться отдельно от других услуг ЖКХ. Ее потребителями являются все жильцы многоэтажных зданий и частных построек, а также юрлица, которые не имеют объекта для размещения своих отходов. Потребители услуги (они же собственники ТКО) обязаны платить за неё оператору.

Что должен делать региональный оператор?

Он обязан погрузить отходы в мусоровоз и отвезти на полигон. За уборку площадки, содержание контейнеров и чистоту территории по-прежнему отвечает управляющая компания или ТСЖ. С этой точки зрения для рядового жителя многоквартирного дома деятельность оператора представляет мало интереса. Он почти ни за что не отвечает и убирать наши дворы не станет.

Как и кто выбирает регионального оператора?

Местные власти отбирают регионального оператора на конкурсной основе. То есть жители не могут собраться и выбрать его сами. Ведь это касается не одного или двух домов, а всей республики, края или крупного района, как в Москве и области. Закон говорит, что бытовые отходы собираются на территории субъекта РФ одним (!) или несколькими операторами. Это сразу отсекает все мелкие, средние и даже крупные фирмы. Например, региональный оператор Алексинской зоны в Московской области должен в 2019 году вывезти 153 000 тонны отходов и захоронить на полигоне 83 000 тонн[efn_note]2. Приложение № 8 к документации по конкурсному отбору регионального оператора в Алексинской зона Московской области.[/efn_note]. А операторы в Москве и Санкт-Петербурге обязаны обработать и вывезти миллионы тонн мусора. Следовательно, нельзя выбрать оператора для одного, двух или даже 10 домов. Он должен иметь силы и средства для того, чтобы вывозить мусор из всех населенных пунктов. А это может сделать только очень и очень крупная компания. Поэтому, как правило, в регионах отбирается один оператор на всю республику, область или край. А в Москве, в силу ее размеров, один на район или округ.

Фирма становится оператором на определенной территории сроком до 10 лет. Местная власть заключает с ней соглашение. Оно может быть расторгнуто, если оператор допустит нарушение правил обращения с ТКО.

Заключение договора с региональным оператором

Закон определяет, что собственники ТКО (то есть владельцы помещений и жильцы) заключают договор с региональным оператором на вывоз мусора. Однако в Правилах о предоставлении коммунальных услуг сказано, что договор с региональным оператором заключает УК, ТСЖ, кооператив или иная компания, обслуживающая дом[efn_note]3. П.148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.[/efn_note]. Иными словами, если многоэтажным зданием управляет УК или ТСЖ, а жильцы «молчат», то договор с оператором заключит именно управляющая компания (ТСЖ). Она же и будет собирать деньги с владельцев жилья и квартиросъемщиков.

Жильцы также вправе платить непосредственно региональному оператору. Например, если они проведут общее собрание и решат оплачивать услуги напрямую. Однако, если УК (ТСЖ) не ворует и аккуратно перечисляет деньги РО, то он (как и ресурсоснабжающие организации) станет уклоняться от заключения прямого договора с жителями. Такие случаи уже есть: юристы оператора (или РСО) старательно ищут недостатки в протоколе собраний, и пытаются признать решения о заключении прямых договоров незаконными. Ведь оператору выгодней получать все деньги сразу от УК, чем взыскивать долги с каждого собственника квартиры отдельно.

Впрочем, если управляющая компания накопит задолженность перед оператором в размере двух среднемесячных платежей, то последний через суд вправе разорвать договор с УК и заключить отдельные соглашения с гражданами. Ну и наконец, если УК (ТСЖ) не подпишет договор с оператором, то гражданам опять же придется платить ему напрямую.

Риски роста тарифов

Главные риски заключаются в повышении стоимости услуг. Когда разные услуги «зашиты» в квитанции под одним наименованием, то обосновать рост цен довольно трудно. А вот если выделить какой-нибудь процесс, то его гораздо проще проанализировать, а также выявить все затраты и потери. Кроме того, владельцу отдельного процесса (в нашем случае по вывозу мусора) легче добиться увеличения тарифов, когда его услуга будет зафиксирована в квитанции отдельной строкой. Не надо ничего доказывать, выделять из общей суммы и соотносить с другими услугами. Региональный оператор просто укажет чиновникам на возросшие затраты и обоснует их. А дальше пройдет очередное повышение тарифов. Типичная практика.

Кому жаловаться на оператора?

Здесь все зависит от того, на что вы конкретно жалуетесь. Так, Росприроднадзор контролирует сферу природопользования и охрану окружающей среды. Он же надзирает за обращением с отходами. В первую очередь её интересуют действия, причинившие прямой ущерб экологии и природе. Например, Росприроднадзор «с радостью» возбудит административные дела (а при необходимости и взыщет ущерб) с регионального оператора, когда он создаст несанкционированные свалки[efn_note]4. Решение Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24- 3605/2018 от 20.08.2018 года.[/efn_note] или нарушит требования лицензии на сбор и обработку ТКО. Таким образом, если вы увидите (или узнаете), что в результате «работы» оператора был причинен ущерб насаждениям, водоёмам, произошло загрязнение воздуха, создана несанкционированная свалка, то пишите жалобу в ваше территориальное управление Росприроднадзора. Его адрес можно найти на сайте организации[efn_note]5. http://rpn.gov.ru/rpn-locatio[/efn_note].

Вторым адресатом для жалобы является Роспотребнадзор. Он следит за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения. Эта организация привлечет должностных лиц к ответственности за нарушение правил обустройства мусорных контейнерных площадок: отсутствие ограждений или водонепроницаемого покрытия под бункером, размещение отходов прямо на земле, нерегулярную очистку контейнеров и так далее. Другой вопрос, что эти обязанности входят в компетенцию местных администраций и УК, а не регионального оператора. На него можно пожаловаться, если мусоровоз во время погрузки отходов «разбросает половину» ТКО по всему двору или оператор будет нарушать сроки вывоза. Не более того. Чтобы узнать адрес территориального управления Роспотребнадзора по месту вашего проживания, зайдите на его сайт. Там есть вся информация.

Третий вариант для подачи обращения — это орган, отвечающий за регулирование тарифов на услуги в субъекте РФ. Ему можно пожаловаться на высокие цены. Раньше данный орган везде назывался «региональная энергетическая комиссия». Теперь в каждом регионе у него своё наименование. В Москве вопросами тарифов занимается Департамент экономической политики и развития города, во Владимире — Департамент цен и тарифов, в Амурском крае — Управление государственного регулирования цен и тарифов и так далее. Поэтому, заходите на сайт администрации субъекта РФ, в котором вы живете, ищите соответствующий орган и направляйте ему сообщение.

Пожаловаться на регионального оператора можно и в местные органы власти, которые подписали с ним соглашение. О том, какой именно орган в вашей республике, области, крае или городе (Москва, Санкт- Петербург, Севастополь) заключил договор с оператором, легко узнать на сайте[efn_note]6. http://rospotrebnadzor.ru[/efn_note] региональных властей. Им можно сообщить, что РО не соблюдает подписанное соглашение. Например, нарушает сроки вывоза мусора с вашего двора.

Ну, и наконец, если ваши обращения не возымели результата или вы остались недовольны принятыми мерами или ответами, то остается еще прокуратура. Это может быть прокуратура района, города или даже ведомственная. Например, природоохранная.

Выводы.

Итак, сама по себе реформа по вывозу и обработке коммунальных отходов мало, что изменит в жизни нашего населения. Тот, кто вывозил ТКО, продолжит это делать в качестве регионального оператора. Других просто нет. Дворы и города чище не станут. Это компетенция УК, ТСЖ и муниципальных властей. Региональный оператор не имеет к ней никакого отношения. Разве что уменьшится количество несанкционированных свалок. Но, как это и не звучит цинично, большинству наших сограждан до них нет никакого дела. Их гораздо больше волнует повышение цен на услуги ЖКХ. А они продолжат свой рост. Выделение отдельной услуги позволяет установить на нее свои тарифы и постепенно повышать их.

Если вспомнить историю развития российского коммунального хозяйства, то мы видим очередное дробление процесса в стиле «реформ» г-на Чубайса в 90-ых годах. Например, раньше были единые квитанции за услуги ЖКХ. Теперь во всех регионах есть отдельные счета за электроэнергию, отопление, холодную воду и газ. С этого года единая платежка на газ во многих субъектах РФ разделилась ещё на два счёта: один непосредственно за газ, а другой — за его поставку. То есть продолжается дробление услуг в зависимости от поставщика. А это значит, что каждый исполнитель получит право собирать за неё деньги. И пусть стоимость регулируется властями, это всё равно ведет к повышению цен.

В связи с изложенным, я прогнозирую дальнейшее дробление услуг ЖКХ. Например, за электроэнергию. Появятся квитанции за саму электроэнергию, а также за ее доставку до потребителя. Логика подсказывает, что будут еще отдельные квитанции за выработку тепла и за транспортировку теплоносителя. Так, что мы еще в начале пути…
——————————