31 октября 2019 года Верховный Суд РФ принял Регламент № 41 о проведении судебного примирения и отправил для публикации в Российскую газету. Таким образом, в судебном процессе окончательно утвердилась процедура, направленная на мирное урегулирование споров.

Что такое судебное примирение

Судебное примирение — это процедура, применяемая в ходе судебного процесса либо на стадии исполнения судебного решения по ходатайству участников или по рекомендации суда с их согласия, осуществляемая судебным примирителем и направленная на примирение сторон в сроки, установленные судом.
На самом деле государство внесло положения о примирении в Кодексы еще в середине 2019 г. Однако они не действовали, так как не было Регламента. И только после его появления дело сдвинулось с мертвой точки.

Судебный примиритель

Судебное примирение проводится судебными примирителями. Они утверждаются Пленумом ВС РФ. Примирителями назначаются судьи, находящиеся в отставке. Не могут стать примирителями лица, хотя и прибывающие в отставке, но привлеченные к отправлению правосудия, работающие в органах власти, в общественных и профсоюзных организациях, помощники депутатов Госдумы, Совета Федерации, законодательного органа субъекта РФ, а также занимающие должность финансового омбудсмена. А вот судьи, работающие в коммерческих организациях, вправе выступать в качестве примирителей. Странная логика. Получается, что если отставной судья работает в коммерческой структуре, то он полностью независим. Коммерческие компании вполне могут «протащить» в ряды примирителей своих людей, и мы получим усеченный аналог «карманных» третейских судов.

Права и обязанности судебного примирителя

Судебный примиритель организует переговоры между сторонами, проводит индивидуальные беседы, изучает информацию по делу, предлагает участникам предоставить дополнительные документы, дает рекомендации, выясняет однозначность понимания условий договора. Кроме того, он разъясняет сторонам законодательство, информирует о судебной практике по аналогичным тяжбам, помогает истцу и ответчику найти варианты урегулирования спора.
Судебный примиритель обязан проинформировать суд и участников об обстоятельствах, мешающих судебному примирению, а также предоставлять судебному вопросу данные о ходе примирения. Эти сведения направляется судье не позже следующего дня после получения запроса.
Таким образом, судебный примиритель играет роль посредника и организатора процесса. Регламент не дает ему полномочий совершать какие-либо действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей субъектов, участвующих в деле. Ну, разве что он вправе поддерживать порядок в ходе процедуры и не допускать конфликтных ситуаций. Мне представляется верной позиция ВС РФ относительно запрета совершать действия, влекущие изменение прав и обязанностей. Однако в ходе переговоров возникают ситуации, когда необходима дополнительная информация. А её, зачастую, можно получить только от правоохранительных или государственных органов. В свою очередь последние не всегда предоставляют сведения гражданам и организациям. В подобных случаях суд направляет запросы. Однако у судебного примирителя такого права нет. И что тогда делать? Обращаться к судье? Но Регламент не говорит о такой возможности.

Бесплатность процедуры

Судебное примирение является бесплатным для сторон (преамбула Регламента). Регламент не упоминает об оплате труда примирителей, однако в статье 153.6 ГПК РФ сказано, что порядок оплаты труда примирителей устанавливается Правительством РФ. Но такого Постановления Правительства пока еще нет. Впрочем, есть предположения, что труд примирителей будет оплачиваться исходя из времени, потраченного на дело и его сложности.

Сроки судебного примирения. Вопросы примирения на стадии исполнительного производства

Регламент не устанавливает конкретных сроков или периода судебного примирения. Оно проводится на любой стадии процесса. Срок устанавливается судом, который выносит соответствующее определение. Судья также вправе продлить период примирения или досрочно прекратить его по ходатайству стороны (или сторон). Интересно, что примирение возможно и на стадии исполнительного производства, если, конечно, законом не предусмотрено иное. Однако Регламент умалчивает о том, как проходит эта процедура на данной стадии. По-видимому, стороны (или сторона) также должны обратиться в суд с ходатайством о вынесении определения о примирении. Но, вот что делать дальше — не ясно. Исходя из логики событий, судья обязан уведомить пристава-исполнителя о проведении судебного примирения, а последний — приостановить производство. Вероятно, что в этом случае, арест, наложенный на имущество и счета должника не снимается, но исполнительные действия прекращаются. Впрочем, всё это только мои догадки. Регламент не отвечает на эти вопросы.

Место проведения примирения

Судебное примирение проходит в здании суда, в отдельном помещении. При этом обеспечивается возможность совместных и индивидуальных переговоров. Для Москвы, Санкт — Петербурга проблем нет. А вот некоторые суды в регионах не могут похвастаться свободными помещениями. Так, что специалистом материально-технического обеспечения и главам судов в глубинке придется поломать голову над тем, как обеспечить требование Регламента.

Порядок проведения примирения

Примирение инициируется участниками или судом. Причем судья вправе предложить примирение в Определении о принятии искового заявления, о подготовке дела к процессу или в любом другом Определении, либо устно. Если участники согласны, то судья выносит Определение о проведении примирения и откладывает разбирательство. Стороны выбирают примирителя или соглашаются на кандидатуру, предложенную судьёй. Один примиритель может вести несколько взаимосвязанных споров.

В назначенный день и час судебный примиритель открывает примирение, представляется, и проверяет полномочия участников. Он объясняет преимущества такой формы разрешения спора, разъясняет сторонам права и обязанности, согласовывает порядок переговоров и решает технические вопросы. После этого наступает второй этап примирения — изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон. Участники излагают своё видение проблемы и пути её решения, а примиритель выявляет разногласия, послужившие причиной обращения в суд.
Далее, наступает третий этап примирения — формулирование вопросов для обсуждения и переговоры. Стороны формулируют вопросы для обсуждения и проводят переговоры в присутствии примирителя.

Если возникает необходимость, то судебный примиритель объявляет перерыв и проводит индивидуальные беседы. Это четвертый этап примирения. В ходе него примиритель беседует с каждой стороной, выявляет возможные скрытые мотивы поведения, наличие конфиденциальной информации, зондирует возможность изменения позиции стороны с учетом ее интересов, проверяет предложения на исполнимость, определяет возможность информирования противоположной стороны о результатах беседы.

На пятом этапе участники вырабатывают и обсуждают предложения по урегулированию тяжбы. Примиритель содействует им в достижении примирения, фиксирует предложения и сближает точки зрения. Если стороны затрудняются в формулировке предложений, то примиритель вправе объявить перерыв для более конкретной проработки.

Примирение оформляется мировым соглашением, соглашением о примирении, соглашением по фактическим обстоятельствам, отказом от иска или признанием иска. Это означает завершение судебного примирения. Кроме того, процедура может закончиться в результате истечения срока, установленного судом и не достижения согласия, направлением одной из сторон ходатайства в суд о прекращении примирения до истечения его срока или в случае прекращения процедуры примирителем.

Кстати, примиритель и участники процесса не вправе без письменного согласия сторон ссылаться на мнения и предложения, высказанные в ходе примирения или использовать сведения из документа, подготовленного для этой процедуры. В то же время Регламент ничего не говорит о ситуациях, когда суд получит в период примирения информацию, которая изменяет права и обязанности участников либо явно свидетельствует о правоте одной из сторон. Вправе ли суд направить данные сведения примирителю? Или судья должен терпеливо ждать окончания процедуры? Непонятно.

Выводы

Введение судебного примирения вызвало неоднозначную реакцию в юридическом сообществе. Одни поспешили объявить о том, что у адвокатов теперь есть «конкуренты», которые отнимут у них хлеб. Вторые сошлись на мнении, что в процессе появился новый посредник для передачи взятки («старым» посредником видимо является адвокат?) Ну, и наконец, третьи принялись обвинять отставных судей в жадности, а государство в том, что тратит деньги на тех, кто и так получает большие пенсии.

Не хочу ни с кем спорить. Это дело неблагодарное. Скажу только, что у судебного примирения другие цели и задачи. Оно призвано снизить нагрузку на суды и приставов. И сделать это легко, так как 15% — 20% дел (исходя из моей практики) могут разрешаться в досудебном порядке. Другой вопрос, почему они доходят до суда? Значит, не работает закон о медиации и досудебное урегулирование споров. А это еще одна проблема, требующая решения.

Что же касается Регламента, то и он требует доработок. Так, на мой взгляд, необходимо дать примирителю возможность направлять запросы в государственные и муниципальные органы. Кроме того, следует запретить выступать в качестве примирителей лицам, работающим в коммерческих организациях, а также прописать порядок примирительной процедуры на стадии исполнительного производства.