Судебная реформа, полным ходом идущая в нашей стране, вступает в заключительную фазу. Не позже 01 октября 2019 г. в России начнут действовать иные апелляционные и кассационные суды, а также вступят в силу различные процессуальные поправки. Большинству судебные расходы на апелляционные и кассационные инстанции теперь обходиться будут значительно дороже. Расскажу о самых значимых изменениях в системе российского судопроизводства.

1. Кассационные и апелляционные суды

Появление данных судов — суть и соль всей реформы. О них уже написано и сказано много. Поэтому я не хочу повторяться. Скажу лишь, что кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для судов общей юрисдикции и мировых судей. Он будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на судебные акты, вступившие в силу, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционные суды, в свою очередь, займутся делами по жалобам и представлениям на решения высших судов субъектов РФ, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.

Точно также вследствие данной судебной реформы «повезло» и петербуржцам. Именно в их городе создаётся третий кассационный суд. Зона его деятельности охватит север и запад России. Он станет отвечать за пересмотр дел в Карелии, Коми, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, а также в Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе. Жители и юрлица, зарегистрированные в этих субъектах РФ будут направлять свои жалобы в Санкт – Петербург.
Остальные кассационные суды разместятся в Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и во Владивостоке.

Теперь перейдём к апелляционным судам. В состав одного апелляционного округа войдёт от 14 до 21 субъекта РФ. Так, в зоне деятельности первого апелляционного суда находятся Москва и Московская область, а также Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. Местом размещения этого суда станет Москва. Поэтому жителям столицы и московской области не придется отправлять жалобы на решения своего городского (или областного) суда в другой регион. Они будут рассмотрены здесь же — в Москве.

В свою очередь в Санкт-Петербурге создается второй апелляционный суд. Он станет рассматривать жалобы на решения Верховных Судов Республик Карелии и Коми, на судебные акты Санкт-Петербургского суда, Архангельского, Вологодского, Курганского, Ленинградского, Мурманского, Свердловского, Тюменского и Челябинского областных судов, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Третий, четвертый и пятый апелляционные суды государство разместит, соответственно, в Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Как мы можем видеть, законодатель постарался как можно шире раскинуть сеть новых судов по всей России. Для этого, он организовал их в городах, которые до настоящего момента почти не значились на юридической карте нашей страны. Так, кассационные суды возникнут в Челябинске, Саратове, Владивостоке и Кемерово. В свою очередь один из апелляционных судов образуется в Сочи. А военный апелляционный суд разместится даже не в крупном городе, а в городском округе Власиха, что в Московской области.

Интересно, что ко всему прочему, государство формирует в регионах и особые структурные подразделения данных судов — судебные присутствия. Последние будут располагаться вообще вне места нахождения кассационных и апелляционных судов. Это делается для того, чтобы граждане и юрлица, проживающие или находящиеся в других городах либо в отдаленных местностях смогли получить свободный доступ к правосудию. Для этого в каком-нибудь дальнем районе организуется обособленное подразделение суда, которое и будет исполнять его функции. Примерами подобных подразделений являются постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре или судебное присутствие Михайловского райсуда Рязанской области в селе Захарово Рязанской области. Однако в настоящее время власть еще не решила, где она создаст судебные присутствия кассационных и апелляционных судов. Это будет сделано с течением времени на основе статистических данных и транспортной доступности той или иной территории.

Следует также отметить, что, несмотря на различные цели, кассационные и апелляционные суды имеют одинаковую структуру. Они включают в себя президиум и три коллегии: по гражданским, административным и уголовным делам. В свою очередь президиум каждого суда состоит из председателя и его заместителей. Все они назначаются сроком на 6 лет. Кстати, предельный возраст председателя кассационного суда составляет 76 лет. А вот предельный возраст его коллеги из апелляционного суда останется прежним — 70 лет.
По задумке реформаторов эта перестройка судебной системы приведёт к независимости кассационной и апелляционной инстанций от региональных властей и высших судов субъектов РФ.

2. Подведомственность уходит в прошлое. Что взамен?

Законодатель скрупулезно заменил во всех законах и кодексах слово «подведомственность» на «компетентность» или «компетенция». Таким образом, суды вскоре будут рассматривать не «подведомственные» им дела, а относящиеся к их «компетенции». Некоторые комментаторы утверждают, что такая поправка позволит избежать необоснованного прекращения производства по делам в связи с «неподведомственностью». Ну, не знаю. А что может помешать суду прекратить дело в связи с тем, что оно не относится к его компетенции? Другой вопрос, что в Кодексах появились новеллы, касающиеся связанных требований. И вот они-то, как раз, и затрудняют необоснованное «отфутболивание» заявлений и исков.

3. «Скованные одной цепью» или новеллы о связанных требованиях

Их суть заключается в том, что если в арбитраж поступит заявление, содержащее требования, часть из которых относится к компетенции арбитражного суда, а другая – к суду общей юрисдикции и их нельзя разделить, то дело направляется в суд общей юрисдикции. Когда же эти требования можно разделить, то арбитраж примет к производству только те требования, которые входят в его компетенцию и возвратит заявление в части требований, относящихся к суду общей юрисдикции. А если в ходе процесса арбитраж выяснит, что дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции, то он вынесет Определение и отправит материалы в суд субъекта РФ для передачи в суд общей юрисдикции.

В свою очередь, если в суд общей юрисдикции поступит иск и в нём будут требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского и административного судопроизводства и их нельзя разделить, то суд обязан рассмотреть их в соответствии с ГПК РФ. В случае же, когда требования можно разделить, и при этом требования, разрешаемые в порядке административного производства подсудны этому суду, то он также должен принять их к своему производству в соответствии с КАС РФ. А если, данные требования ему неподсудны, то он возвратит заявление в их части. Ну, и наконец, когда судья в ходе подготовки дела в рамках гражданского судопроизводства вдруг выяснит, что оно должно рассматриваться по КАС РФ, то суд обязан вынести Определение о переходе к рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Эти новеллы давно ждали все юристы. Они прекращают порочную практику отказа в принятии заявлений вследствие ошибки выбора вида судопроизводства, а также ограничивают возможности судов в отказе в принятии заявления.

4. Унификация процедуры отвода судьи единолично рассматривающего дело или «сам себе режиссёр»

Теперь и в арбитражном процессе судья, единолично, рассматривающий дело, станет решать вопрос о своем отводе самостоятельно. Ранее такая норма действовала только в судах общей юрисдикции. Честно говоря, я не в восторге от этой новеллы. С одной стороны, она ускорит процесс. Однако мой опыт показывает, что судья отклонивший отвод самому себе часто теряет беспристрастность. Данная норма не повышает, а снижает качество нашего правосудия.

5. Обязательное юридическое образование представителя или «госпомощь» юристам

Законодатель решил, что выступать от имени сторон в суде отныне будут только адвокаты, а также лица с высшим юридическим образованием или даже с юридической степенью. Исключение касается арбитражных управляющих, патентных поверенных и некоторых других специалистов. Чтобы участвовать в заседании, представитель обязан предъявить суду свой диплом или документ, подтверждающий ученую степень в сфере права. На самом деле и это нововведение является спорным. Оно закрывает путь к представлению интересов многим грамотным специалистам, не имеющим юридического образования. Может лучше для начала «почистить» судейский корпус? Ведь и в нём (если верить СМИ) встречаются судьи без юридического образования.

6. Права председательствующего по ограничению одной из сторон

Председательствующий в заседании (или просто судья) получил право ограничить субъекта процесса, когда он без разрешения нарушает последовательность выступлений, дважды не выполняет требования суда, допускает грубые, нецензурные выражения либо призывает к антизаконным действиям. Мне кажется, впрочем, что у суда и так было достаточно полномочий для беспрепятственного ведения процесса, даже более чем.

7. Судебные издержки третьих лиц

Эти новеллы вошли в АПК и ГПК РФ. Если третьи лица способствовали разрешению дела и участвовали в споре на стороне лица, в пользу которого суд принял решение, то они могут претендовать на возмещение издержек. В свою очередь, если третье лицо не заявляло самостоятельных требований в ходе процесса, а потом обжаловало судебный акт, и вышестоящая инстанция оставила его в силе, то суд может возложить на него издержки, возникшие в результате подачи такой жалобы. Вполне логичная норма. Например, свидетели вызываются в суд, а потери им никто не компенсирует. А отклоненные жалобы третьих лиц вызывают дополнительные расходы участникам процесса. Особенно если вышестоящая инстанция располагается в другом городе.

8. При подаче иска не забудьте указать СНИЛС ответчика

Теперь истец при подаче заявления в суд должен указать не только ФИО должника (или ответчика), но еще и один из его идентификаторов. К последним относится СНИЛС, ИНН, паспортные данные, серия и номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства. Ещё одна странная новелла. Вполне возможны случаи, когда в распоряжении граждан — истцов могут оказаться только ФИО ответчика и место его проживания. И как им искать другие идентификаторы?

Выводы

В одной небольшой статье нельзя перечислить все новеллы. Поэтому вне её рамок осталось много важных поправок, внесенных в наше законодательство. Ведь только закон № 451-ФЗ содержит целых 108 страниц полноценного текста судебной реформы. С другой стороны, почти 90% новых норм вряд ли скажутся на российском судопроизводстве. Максимальное влияние на него окажет лишь система кассационных и апелляционных судов, а также нормы о связанных требованиях и новеллы о представителях. Впрочем, о том, как будут работать эти нормы, мы сможем сказать только после их вступления в силу. Пока же все наши рассуждения являются домыслами и догадками.